Воронка продаж — путь, на старте которого находится человек еще не знакомый с компанией, и движется по заданной ей траектории в направлении к финишной прямой, где становится постоянным клиентом и «адвокатом бренда». Профессиональные словари трактуют «воронку» как маркетинговую модель, отображающую движение аудитории по всем этапам покупки. Название обусловлено построением схемы в виде перевернутого конуса, где число людей сокращается на каждой стадии.
Разберемся, какие ступени проходит посетитель в дороге к сделке, и как компании грамотно протоптать эту тропу принятия решений. Для этого обратимся к классической концепции AIDA, которая выделяет 4 этапа, предваряющих покупку:
- Осведомленность (awareness). Человек еще не до конца попадает в водоворот маркетинговой кампании и имеет только представление о существовании бренда. Сюда относятся люди, увидевшие рекламу, сайт или проходящие мимо магазина.
- Интерес (interest). Происходит более тесно знакомство с ассортиментом товара, условиями приобретения и доставки.
- Желание (desire). Появляется стремление воспользоваться предложением, посетитель добавляет товар в список планируемых покупок.
- Действие (action). Непосредствено совершение покупки и превращение гостя в покупателя.
Обязательно ли включать «воронку» в систему CRM?
Построение такой модели дает возможность более осмысленно подходить к организации торговли, постепенно растить клиентов, повышая их статус. Так в процессе принятия решения они движутся по воронке, совершая определенные действия — микроконверсии, которые становятся мостиками между стадиями. Например, в онлайн-форматах это изучение страницы размерной сетки или заказ обратного звонка. Важно, чтобы с уровня на уровень переходило как можно больше людей. Если на каком-то из них исчезло слишком много потенциальных покупателей, то необходимо проверить, что мешает работе механизма.
Как замерить эффективность работы на той или иной стадии? Отрегулировать функционирование торговой точки просто, если анализировать его конверсию в каждой фазе.
Конверсия воронки продаж — процентный показатель эффективности маркетинговых рычагов. Может вычисляться двумя формулами: как отношение количества людей на текущем уровне к предыдущему или как отношение количества возможных действий к реально совершенным.
К примеру, мимо магазина прошло 20000 людей, а зашло 200, то конверсия на первом этапе составит всего 1%, что, возможно, скажет об упущении на стадии оформления помещения или рекламных носителей. Таким образом, полученные цифры дают представление о неэффективности конкретного «винтика», который нужно подтянуть, а не бизнеса в целом. А составление Customer Journey Map (дословно — карта путешествия клиента) позволит визуализировать данные о потребительском поведении, отслеживать отказы в каждой фазе и менять стратегии.
Какие системы позволяют анализировать процессы бизнеса такой сложности? Не отходя от кассы, рекламируем собственную разработку компании Мегагруп — MegaCRM. MegaCRM — это возможность для малого бизнеса на 40% увеличить продажи без дополнительных вложений.
Цена вопроса
Возможно ли создать мощный клиентоворот, который приведет в движение систему, делая из прохожего адвоката? Для этого мы разделим работу бизнеса на ступени на примере оффлайн магазина.
- Первый шаг и самая широкой часть вихря сбыта — определение компанией своих преимуществ и создание УТП (уникального торгового предложения), охват максимального количества потенциальных «холодных» абонентов. Привлекаем внимание с помощью оформления помещения, рекламных кампаний — указателей, баннеров на пути следования.
- Второй шаг — вызов интереса к продуктам грамотной организацией внутреннего пространства, удобством выкладки, ассортиментом, широкой линейкой размерного ряда.
- После выбора интересующего продукта посетитель переходит к следующему шагу — оценивает характеристики товара, сравнивает цены, пользуется услугами консультанта. В этой фазе важно отточить четкий алгоритм действия сотрудника, отработать скрипты продаж и оценивать их эффективность, высчитывая конверсию перехода к фазе полного погружения в водоворот — покупке.
- После приобретения продукта стать постоянным покупателем помогут программа лояльности и напоминания в виде email-рассылки или смс. Не стоит забывать, что повторная покупка совершится, если товар оправдал ожидания в процессе использования.
Подведем итоги
Сложно оценить бизнес целиком, но, когда он разделен на составляющие и выражен в цифрах, мы понимаем, какие его сферы проседают и нуждаются в доработке.
Комментариев пока нет